Сегодня случайно встретила в архивах КП очень интересную статью, где ученые предложили посмотреть на российскую историю с медицинской точки зрения и написали об этом книгу «Медицина и императорская власть в России», выпущенную издательством «МедиаПресс», которую можно читать как детектив. А ее сюжеты могут претендовать на открытия...
СЧИТАЛОСЬ, ЧТО:
1. Император Николай I кончил жизнь самоубийством. На самом деле у него была бактериальная пневмония, которой «помогла» депрессия из-за поражения России в Крымской войне.
2. Александр II погиб во время теракта. На самом деле он элементарно истек кровью, потому что доктора не перетянули бедренные артерии.
3. Александр III умер от пьянства. На самом деле его в 49 лет в могилу свели нефрит, проблемы с сердцем и переутомление.
4. Здоровым и румяным цесаревич Алексей выглядел, увы, только на официальных портретах...
Николая I убило горе
Не запоры, кашли и глисты, которые во всей своей красе открылись исследователям, стали главной интригой этой книги. Историков волновали вопросы посущественнее. Ну, например, от чего умер царь Николай I - писаный красавец ростом под метр девяносто, атлет, переносивший на ногах все болячки, которого народ называл железным? Ему этот имидж, кстати, нравился - все свои недомогания он тщательно скрывал: в случае чего прятался от всех в кабинете, ложился на походную кровать, прикрывался шинелью и пережидал, когда само пройдет. Не царь, а мечта любой женщины: не курил, не пил вина даже на официальных приемах, не гонялся за юбками, как его сын Александр II. И вдруг... взял да умер за какие-то три недели, в 59 лет, в самый разгар Крымской войны!
«Самоубийство!» - немедленно вынесло вердикт общество. Советские историки, главной задачей которых была дискредитация царизма, эту идею с энтузиазмом подхватили. Но вот парадокс, поражался на пресс-конференции один из авторов книги, доктор исторических наук Сергей Девятов: за весь XX век никто так и не задался вопросом, что же произошло на самом деле. Чем хороши архивные карточки - тем, что скрупулезно фиксируют всех, кто когда-либо брал эти документы в руки. Так вот: медицинские истории русских царей были не востребованы. Вообще. А зря. В справках и анализах XIX век предстает совсем другим - не таким, каким его изображали в школьных учебниках истории.
Итак: 27 января 1855 года император Николай I заболел банальным гриппом. 9 февраля, почувствовав себя лучше, решил принять участие в смотре лейб-гвардейских батальонов. В открытых санях. В легком плаще и при минус 23! На следующий день опять отправился на строевой смотр. Снова слег. Сильно кашлял. Может, и выжил бы, но тут пришло сообщение о неудаче русских войск в Крымской войне. Мог ли царь поставить свою подпись под документом о поражении России? Нет, конечно. Это все и предрешило. «Николай Павлович умирал от горя и именно от русского горя... Это умирание не имело признаков физической болезни - она пришла только в последнюю минуту, но умирание происходило в виде несомненного преобладания душевных страданий над его физическим существом», - писал потом о нем князь Мещерский. Неделя лихорадки - начало паралича легкого - прощальная депеша в Москву. И невероятное мужество - призвал, например, своего внука, будущего императора Александра III, и сказал: «Учись умирать». И, наконец, смерть... Крайне неудачное баль
замирование: лицо почернело и распухло, народу показали закрытый гроб - отсюда и пошли слухи о том, что царя отравил придворный доктор Мандт. Опровергнуть это или подтвердить мог бы протокол вскрытия, который из медицинской истории таинственным образом исчез, но подробные отчеты врачей о характере отхаркиваний и цвете монарших мокрот убедили исследователей XXI века в том, что смерть Николая I носила естественный характер. И спасибо им за эту реабилитацию - хватит нам расстрелянной царской семьи и царя, погибшего от теракта. Царь-самоубийца российскую историю точно бы не украсил...